?

Log in

No account? Create an account
Саня [entries|archive|friends|userinfo]
Саня

[ website | История маршрутов ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Из истории московского трамвая [Jul. 6th, 2008|12:28 am]
Саня
[Tags|, ]

"Трамвай прощается с центром", - такой заголовок выбран для раздела книги "История Московского трамвая" С.А. Тархова, в котором описываются изменения, происходившие с маршрутами московского трамвая в 50-60-е годы.
Раздел проллюстрирован схемой.
Одной из последних в пределах Садового кольца была закрыта линия по ул. Солянка, Астаховскому пер., Подколокольному пер. и ул. Обуха. Здесь работали вагоны 24-го маршрута депо имени Апакова. К сожалению, разные источники (вышеупомянутая книга С.А. Тархова и книга "Трамвайное депо имени П.Л. Апакова" А.И. Кирсанова и В.В. Розалиева) расходятся в дате прекращения движения - первый источник утверждает, что это случилось 25 октября 1963 года, второй называет дату 23 октября 1963 года.
Несмотря на это, трамвай на улице Обуха заменили автобусом (маршрут № 55), который был отменён во время автобусного кризиса начала 90-х.

Так или иначе, в пятницу после работы намечалась прогулка к полуснесённому дому на 2-м Сыромятническом переулке, поэтому от Раушской наб. был выбран путь вдоль бывшего маршрута трамвая № 24. Попутно искали следы трамвая (обычно остаются в лице крюков, на которые крепились растяжки контактной сети). И часть из них была найдена.
Полный фотоотчёт по прогулке представляется вниманию на алзеляндексе.

Астаховский (теперь - Певческий) переулок. До восстановления заброшенной линии по Яузскому бульвару, здесь было напряжённое двиение трамваев. Линия закрыта в октябре 1963
Певческий (Астаховский) переулок

Подколокольный переулок. Трамвайная линия спускалась вниз и у дома расходилась: направо на пл. Дзержинского (закрыта 07.05.56) и налево (закрыта 23.10.63). А вот автобус (из-за узости второй части) здесь ходил только в сторону центра.
На доме слева заметны крюки от растяжек (на симметричные крюки с другой стороны дома закреплены растяжки действующей сети)
Подколокольный пер.

"В июле-августе 1955г. были восстанвлены заброшенные (с 30-х годов) пути по Яузскому бульвару от угла Подколокольного пер. до Яузских ворот (все трамваи, шедшие по Бульварному кольцу, должны были делать крюк через Подколокольный и Астаховский переулки до Солянки). Движение вагонов маршрутов №№ 15 и "А" по Яузскому бульвару началось 11 сентября 1955 г. Благодаря этому значительно разгрузилась трамвайная линия по Подколокольному переулку." ("История Московского трамвая")
Что любопытно, на эту линию (и обратно) можно было проехать только с Покровского бульвара (и уехать дальше только на Устьинский мост), "благодаря" чему после снятия линий до пл. Дзержинского пришлось сохранять линию через Астаховский пер. для 24-го маршрута.
Яузский бульвар

Улица Воронцово поле (Обуха), д. 2. Крепления растяжек контактной сети трамвая.
Воронцово поле, 2. Крюки

До октября'1963 здесь ходили трамваи.
Ул. Воронцово поле (Обуха)

Полигонометрический знак

Автобус тоже "постарался" и оставил о себе напоминание, хотя ему это сделать сложнее, чем трамваю.
Остановка "Дурасовский переулок" (бывшая "Музей восточных культур") - единственная, выпавшя из транспортного обслуживания с отменой маршрутного движения по ул. Обуха (остальные остановки располагались на перекрётсках с действующими магистралями, где движение сохранялось)
А вот и рамочка:)

До октября'1963 здесь ходили трамваи.
Улица Воронцово поле (Обуха)

На этом перекрёстке раньше трамвай ходил во всех 4-х направлениях, с 52го года - в 3-х, с 61-го - в 2-х (пересечение Садового кольца), с 63-го - снят.
Ул. Чкалова (Земляной вал)

Теперь 24-й маршрут начинается отсюда. Кольцо в 1-м Сыромятническом пер. было сооружено в 1952-м году взамен старого кольца на ул. Чкалова. Трамвай поворачивает на Верхн. Сыромятническую ул. - линию, открытую 29 июня 1952 года (через Костомаровский мост и Школьную ул. до пл. Ильича). Одновременно на новую линию было перенесено движение со 2-го Сыромятнического и короткого отрезка Бол. Полуярославского пер.
А вот и 24-й

2-й Сыромятнический пер., д. 4. Единственное сохранившееся здание, которое "помнит" здесь трамвай. Но и его скоро не будет...
2-й Сыромятнический пер., 4/14

...потому что внутри оно уже наполовину снесено, а соседний дом - полностью.
Кран - на другой стороне 2-го Сыромятнического, на месте старых домов строит "Представительство Чеченской Республики при Президенте РФ"
2-й Сыромятнический, 4

Трамвай здесь ходил с 31.01.33 до 29.06.52. Какое-то удручающее впечатление с этими заборами: слева - сносимый дом (4), справа вышеупомянутое строительство
2-й Сыромятнический пер.

Угол 2-го Сыромятнического и Бол. Полуярославского. Заметно, что один из 4-х "углов" имеет плавный поворот - свидетельство ранее расположенной здесь трамвайной кривой
Угол 2-го Сыромятнического и Бол. Полуярославского

Линия по Костомаровскому переулку была открыта 29 июня 1952 года.
24-й следует по временному маршруту Новоконная - Курский вокз. - 3-я Владимирская
24-й

С 52-го года трамвай стал поворачивать направо (а шёл прямо) и появился тот, который пересекает
Большой Полуярославский пер.

Московская трамвайная достопримечательность - сплетение путей в тоннеле под путями Курского вокзала. Линия открыта 31.01.33
Знаменитое "сплетение"

Вагон 4086 развернулся у Курского возкала и едет на "расплетение":) своим маршрутом до 3-й Владимирской улицы
Выезжает

Полуснесённый дом (№ 1 по Сыромятническому проезду). Особенно хорошо видны снесённые части, если ехать на поезде/электричке Курского направления
Сыромятнический пр.

А вот поднимается и наш 24-й (Сыромятнический проезд)
24-й на Сыромятническом проезде

А в трамвае-то час "пик"
24- в 6 вечера

Все вышли у Курского вокзала, а мы с трамваем продолжили путь дальше в сторону Абельмановки.
Церковь и остановка

Прогулка завершена.

И в качестве заключения - цитаты из годового отчёта Главмосгортранса за 1963-й год:
В 1963 году строительство трамвайных линий производилось, как и в 1962 году, недостаточно.
1. В эксплоатацию принята одна линия трамвая от пос. ЗИЛ до пос. Волхонка по пр.пр. 1680.
Протяжённость линии - 4,2 км одиночного пути.
С продлением линии улучшилось обслуживание населения района новой застройки Волхонка-ЗИЛ.
2. Произведено спрямление трамванйой линии на Нагатинском шоссе у села Коломенское протяжённостью 0,6 км одиночного пути
3. В начале 1964 года будет принята в эксплоатацию трамвайная линия по Открытому шоссе... (2,8 км о.п.)
4. В октябре 1963 года закончена постройка и принята в эксплоатацию новая линия трамвая по пр. 1296 от Б. Устьинского моста до Новокузнецкой ул. - протяжённостью 1,6 км о.п.

В 1963 году произведено снятие движения трамвая:
1. С Петровского и Страстного бульваров (1,97 км о.п.)
2. С Пятницкой ул. от Климентовского пер. до Балчуга (1,9 км о.п.)
3. С ул. Обуха от Покровского бульвара (ошибка?) до ул. Чкалова (1,7 км о.п.)
4. С ул. Осипенко от Балчуга до Краснохолмского моста и Зацепского вала (5,2 км о.п.)

Снятие движения трамвая ухудшило обслуживание жителей района ул. Обуха и др.

Длина пассажирских линий трамвая на 1.1.1964 составила 413,17 км о.п., а на 1.1.1963 составляла 416,92 км о.п., т.е. уменьшилась за год на 3,75 км одиночного пути.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: selenga
2008-07-05 08:44 pm (UTC)
Интересно, никогда не обращал внимания на этот момент со 2-м Сыромятническим, даже несмотря на то, что он на схеме отмечен.

А откуда 28 км о.п. в Метрогородке? Может быть 2.8? Они как раз наберутся от остановки "Метрогородок" до Лосиного Острова.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alzel
2008-07-05 09:23 pm (UTC)
Разумеется, 2.8
Исправлено
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: buchwurm
2008-07-06 08:59 pm (UTC)
На Воронцовом Поле года три назад мостовую вскрывали -- брусчатка и шпалы так и ушли под асфальт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: igla
2008-07-07 08:47 am (UTC)
Почему ошибка? Покровский бульвар как раз и расположен между улицами Чернышевского и Обуха, Яузский - от Обуха до Солянки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alzel
2008-07-07 03:50 pm (UTC)
Потому что закрыли линию от Яузских ворот по Солянке, Астаховскому и Подколокольному пер. и уже дальше от Покровского бульвара по Обуха
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eksina
2008-07-07 08:55 am (UTC)
Все-таки интересно читать о родных в общем-то местах, о 55-м автобусе, о топониме "улица Обуха"...
Теперь жду отчет экспедиции по не менее интересным Старокирочному и Госпитальному переулкам :)
(Reply) (Thread)