?

Log in

No account? Create an account
Набережные Челны. - Саня [entries|archive|friends|userinfo]
Саня

[ website | История маршрутов ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Набережные Челны. [Aug. 5th, 2011|12:45 am]
Саня
[Tags|]


Вид на город с колеса обозрения

В общем, «я как-то так себе его и представлял» - широченные проспекты, брежневские многоэтажки. Что как-то приятно – частично московских серий (как в Автозаводском районе Тольятти), вроде бы ещё и ленинградских. Но что как-то больше всего поражает – огромное (для города с 500-тысячным населением) количество подземных переходов. Понятное дело, что всё это строилось в чистом поле, не надо никакие коммуникации перекладывать, дороги перекрывать, но всё равно прямо на каждой второй остановке есть подземный переход.




А в этом переходе чуть ли не в единственном нет внизу ларьков, занявших половину перехода.

Жилая зона города условно разделена на 3 части параллельно Каме: ГЭС – микрорайоны в районе Нижнекамской ГЭС, по которой проходят железная дорога и федеральная дорога М7. На въезде в город расположены железнодорожный и автовокзалы.





На вокзале (в другой день, днём) пытался сфотографировать прибывший из Бугульмы РА-1. Ко мне вышел сотрудник полиции, потребовавший удалить фотографии:
-вы знаете, что у нас взрывают аэропорты, вокзалы?
-про вокзалы не знаю
-что, телевизор не смотрите?
-нет
-а что поезда под откос пускают тоже не слышали?
-нет
-ну почитайте в интернете... всё равно железная дорога - стратегический объект, сотрите пожалуйста фотографии, или я вызову ФСБ, будете у них стирать
-а можно поинтересоваться, на основании какого документа вы это требуете, я в интернете посмотрю, почитаю?
-это наш внутренний приказ
-а, значит в интернете я его не найду? как же вы можете требовать чего-либо на основании того, с чем обычный человек не может ознакомиться?
-нет, не найдёте. Всё равно сотрите

Ну в общем тут я вам РАшку показывать не буду. Вот эту фотографию можно показывать:



На продолжении дороги в сторону «от города» можно добраться до Нижнекамска (на автобусе примерно за 45 минут), аэропорта «Бегишево».



В районе посёлка ГЭС расположены: высотное здание гостиницы «Татарстан», музей истории города, ДК «Энергетик», парк культуры и отдыха Комсомольского района, историческая часть города, ранее размещалось здания управления «КамАЗа».






Раис Беляев, в советское время - "мэр" города


Проспект Мусы Джалиля


"Родина-мать"


Памятник В. Высоцкому



В Комсомольском парке приятно погулять среди многочисленных сосен, здесь же – большой парк аттракционов, многие из которых сохранились и хорошо поддерживаются с советских времён. Мало того, так ещё и довольно дешёвые оказались – колесо обозрения, на котором, возвышаясь над соснами, видишь панораму Камы, ГЭС и города, - дают по 40 р., наши любимые (после Праги) электромобили – 60 р. (в Курске 2 года назад были по 100 р., в Липецке в этом году по 100 р.).












Плотина Нижнекамской ГЭС

Музей истории города, размещённый в здании бывшего кинотеатра, было интересно посетить (75 р. + навязанные бахилы по 4 р., хотя было лето и сухо, а в залах нифига не ковры). Начинается музей, как обычно чуть ли не с костей мамонта, затем уже ближе к теме – макеты сценок из старотатарского быта, документы 1930-х годов (когда Бережные Челны стали городом), затем материалы о строительстве ГЭС и перекрытии Камы в 1970-х. особое внимание привлекает большая коллекция старых приёмников и проигрывателей. И, наконец, на нижнем уровне – зал, посвящённый строительству КамАЗа и Нового города. Есть и разделы о многих городских учреждениях, в т.ч. немного о трамвайном управлении. Впрочем, про трамвайное управление будет дальше.


Изнутри фотографий у меня нету, т.к. жаба задушила выкладывать 150р. за разрешение снимать.

«Улица Центральная», расположенная в конце посёлка ГЭС, уже у моста через Мелекеску, честно говоря, как-то особого впечатления не производит. Здесь типа самые старые дома города – всего штук 5 и стилизованные новоделы. Дальше – частный сектор, ну тоже вроде как старый.











За мостом через реку Мелекеску начинаются микрорайоны посёлка ЗЯБ (завода ячеистого бетона). Горожане так и говорят – «Живу на ЗЯБе».


Мост через Мелекеску


Мелекеска

Здесь, в основном, жилые микрорайоны, вытянувшиеся не столь вдоль Камы, сколько перпендикулярно ей – вдоль Мелекески.


Колодец и лошадь прямо как в Раменском




Мусорная "остановка"


Палатка во дворе

А ближе к Каме расположено трамвайное депо и территория (развалины) бывшего здания ПАТП, выкупленная под аквапарк.


Старый дом в 17-м комплексе, про него как раз написала местная газета, сколько там люей прописано и сколько животных живёт


Трамвайное депо, вид с Элеваторной горы


Развалины ПАТП

А, ещё есть Элеваторная гора – посёлок частных домов, отделённый от остального города реками Челна и Мелекеска. На холме расположено одно из самых старых зданий города – Челнинский элеватор постройки 1913 года, до сих пор одно из самых крупных зернохранилищ страны.



И, наконец, после полей и реки Челна расположены комплексы (у нас вместо того слова принято употреблять слово «микрорайон») Нового города.



Это – основная и самая большая часть города, здесь расположены основные учреждения.


Мэрия с концертным залом

За полями на юг от нового города размещена огромная территория промзоны заводов КамАЗа. Помимо основного сборочного завода, для его работы потребовались заводы двигателей, литейный, кузнечный… Здесь же – ТЭЦ.











В Новом городе сосредоточены основные рестораны, развлекательные заведения, вечером в пятницу на центральном пешеходном бульваре Энтузиастов вовсю орала попса, перебивая друг друга. Тем не менее, именно Новый город является как бы визитной карточкой Набережных Челнов.




Корпус 2/01



Бульвар Энтузиастов, на котором есть фонтаны, бесплатный вай-фай, прокат роликов-великов, скульптуры местного скульптора Ильдара Ханова, "грубо собранные рабочими КамАЗа", - как сказал нам местный житель.














Велопарковки




Постепенно делают велодорожки

Это действительно такой идеальный советский город с широкими проспектами, бульварами. На пересечении проспекта Хасана Туфана и бульвара Энтузиастов стоит высотное здание бизнес-центра, которое недавно было долгостроем гостиницы, при этом его верхушка было окрашена в цвета национального флага, за что в народе получила прозвище «Тюбетейка».







Её окружают многоподъездные дома ленинградских серий.





Но больше в Новом городе домов московских серий, я даже нашёл пару «своих» домов. Эти дома, в основном, выходят на проспекты, а во дворах и на окраине города размещены пятиэтажные дома серии БНЧ (видимо, что-то вроде блочный Набережные Челны). От здания мэрии должен был пройти широкий пешеходный бульвар (параллельно Ленинскому проспекту, ныне проспект Сююмбике), но его так и не построили, о нём напоминают два больших моста через два проспекта – Хасана Туфана и Вахитова.


Эстакада несостоявшегося пешеходного бульвара через проспект Вахитова

Кстати, о названиях улиц. В ГЭСе всё основное движение идёт по проспекту Мусы Джалиля, в ЗЯБе он переходит в проспект Набережночелнинский (назван в 1983 году память о старом названии города Брежнева), а в Новом городе – в проспект Мира. В новом городе – 4 основных проспекта, параллельных Каме – Московский, Мира, Сююмбике (бывший Ленинский) и Чулман (бывший Ленинградский). По опыту Москвы можно говорить, что плохо, когда в одном городе есть и Ленинский, и Ленинградский проспекты, а тут их переименовали сразу оба!


Проспект Чулман


Проспект Хасана Туфана


Проспект Мира, закрытый на ремонт


Пересечение Московского проспекта и проспекта Вахитова - трамвайные линии пересекаются в разных уровнях, не соединяясь.

На пересечениях проспектов в Новом городе сразу строили разноуровневые пересечения, причём с остановками внизу, в максимально удобном для пассажиров месте – под (!) эстакадами, с лестничными сходами с обеих сторон.







Ну и переходя к транспорту. Нормальных автобусов в городе почти не видно – всё захватили маршрутки-микроавтобусы и иногда – ПАЗики.


Конечная 109-го маршрута на улице Раскольникова.

Большие автобусы НефАЗ изредка встречаются. Основная часть больших автобусов работают как вахтовые на развозках сотрудников заводов. Такой развал автобусного хозяйства как бы компенсируется хорошей работой трамвая. Его линия начинается в посёлке Сидоровка у вокзала, идёт по основному проспекту до ЗЯБа. А вот дальше сворачивает в сторону заводов и приходит к Новому городу «крюком» через Магистраль № 1 у заводов. Здесь расположены основные развязки заводских линий с автодорогами – в разных уровнях. Самая длинная заводская линия идёт «буквой Г» на Литейный завод. В городе линии проходят по двум параллельным Каме и трём перпендикулярным проспектам.



Первая линия трамвая открыта в 1973 году (из старого горда на завод), а самые новые - в Новом городе в 2006 и 2008 годах. Они явно были построены по инициативе трамвайного управления, которое, кстати, до сих пор относится к КамАЗу.


Линия по Ленинскому проспекту Сююмбике между 45 и 16 комплексами, открытая в 2006 году.


Линия 2008-го года про проспекту Космонавтов Раиса Беляева.

Всю жизнь трамвайщики работают с основной моделью трамвайного вагона – КТМ 71-605, и благодаря многочисленным мелочам-придумкам челнинцев, вагоны эти у них почти в идеальном состоянии. Лучше наверное я видел только в Мозыре.







На кольце "М-3" (для пассажиров - ГИБДД), расположенном в центре сети, находятся дежурный слесарь и стоит резервный вагон. Здесь же - специальная канава и ещё 2 специальных "ямки" для осмотра колпар







Есть и немного новых вагонов, поскольку их покупают за свой счёт (предприятие-то не муниципальное, и город от него в этом вопросе «открещивается»). При этом старые не списывают, поскольку открываются новые линии. Всего при инвентаре около 120 вагонов, на линию выпускают 101. Есть 12 систем, которые выпускают только в часы «пик» разрывными графиками на заводские маршруты.

Трамваи ходят хорошо, пути в основном в хорошем состоянии, что позволяет держать хорошую скорость сообщения – это достижение отмечается в музее истории города.


"Узел 50 лет СССР Хасана Туфана"


Едет смена на завод. И на дачу


Здесь расходятся 2 заводских линии



Есть, конечно, и недостатки, например отсутствие на большинстве остановок информации, кроме номеров маршрутов, на что было указано гендиректору ООО «Электротранспорт» по его же просьбе.


Экспериментальное расписание на остановке

Но главный недостаток существующей трамвайной сети города очевиден – отсутствие прямой линии между старой и новой частями города. Все маршрутки идут напрямую, а трамваи – в объезд (что выгодно только для пассажиров заводских маршрутов и пары остановок в жилой зоне) Поэтому сейчас трамвайщики вовсю ищут ресурсы и «пробивают» строительство новой линии через путепроводы по Набережночелнинскому проспекту. Тем более, что при их строительстве в начале 1980-х здесь предусмотрели место для трамвайной линии, на проспекте Мира даже уже сделаны выходы из подземного перехода к будущим трамвайным остановкам. Учитывая, что в 2000-х челнинцам удалось построить две новые линии трамвая, хочется верить, что скоро можно будет в город приехать на открытие линии в Новый город.



А пока можно отметить, насколько ценят трамвайщики свою историю: слева от здания управления на вечной стоянке стоит вагон КТМ-5М3 № 1, который открывал движение в городе.



Внутри вагона планируется оборудовать мини-экспозицию по истории трамвайного движения, стенды частично уже стоят внутри. А в самом здании есть отдельная комната – музей предприятия. Конечно, просто так туда попасть нельзя, но ведь если очень хочется…





Так вот, несмотря на небольшую площадь, здесь, кажется, есть всё основное, что и должно быть. Каждому подразделению ООО «Электротранспорт» (например трамвайное депо, службы движения, пути, энергоснабжения, планово-экономический отдел и др.) посвящён отдельный стенд, на каждом из которых размещена информация об истории этого подразделения: когда создано, за что отвечает и кто в какие годы им руководил. Каждое подразделение само готовит про себя информацию, и «заведует» своими экспонатами.



Ну и есть общий стенд, оформленный в виде модели железной дороги, по которой ездит трамвайчик. Он ездит мимо макетов основных городских зданий, а также стены, на которой собраны данные об открытии каждой линии – дата пуска движения, имя первого водителя и фотографии. Здесь же рядом – альбом с оригиналом этих фотографий. В общем, видно, что люди это всё делали с душой.













Поскольку мы были в Челнах в одни из самых жарких дней лета, то само собой разумеющимся занятием было купание. Купались каждый день в разных местах. Сначала вышли через сосновый лесок к заливу на Нижнекамском водохранилище по Автозаводскому проспекту (от трамвайной остановки «Аптека») между 46 и 48 комплексами. Там оказалось просто кошмарно – травяной пляж, весь загаженный мусором, а в воде никакой глубины – сплошной ил. Ни в коем случае больше не.

Два раза купались на пляже у устья Мелекески. Спуск со стороны Центральной улицы (той самой, которая самая старая в городе), купание рядом с причалами, напротив Элеваторной горы. Песок, много мусора. На Элеваторную гору, кстати, можно переплыть, с остатков старого моста – ближе. Но я плыл по-честному – с берега. Так по любому быстрее, чем в объезд на машине через трамвайное депо. При жаре место для купания приемлемое, трамвай рядом.



Ну, и наконец, ради интереса нашли платный пляж, к которому ведёт указатель «Городской пляж» на пересечении проспекта Раиса Беляева и улицы Раскольникова, между 12 и 38 комплексами. Платная часть пляжа небольшая. Вход – 50р., проверяют сумки, чтобы не было семечек и прочего потенциального мусора. Есть кафе, по песку настилы, кабинки для переодевания, деревянные лежаки, несколько больших зонтиков. 2 водных аттракциона – шар и батут с вышкой. Чисто. Рядом вокруг бесплатные пляжи – как на том же заливе Камы, так и маленьком непроточном озере рядом. На Каме вода та же самая, пляж дикий и грязный. От трамвая далековато.





Ну и виды Камы






На заднем плане - ГЭС







Продолжение следует...
Больше фотографий из Набережных Челнов и музея ООО "Электротранспорт"
linkReply

Comments:
[User Picture]From: zeev
2011-08-05 07:07 am (UTC)
Интересно, спасибо! Здорово, что у них есть велодорожки.

А про полицию и запрет снимать - это кагбе в прокуратуру, они могут научить полиционеров изучать законы и не заниматься самоуправством.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andrey116rus
2012-01-11 02:54 pm (UTC)
отличный материал автор! Спасибо.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-01-25 02:45 pm (UTC)
А что за развалины на мкирорайне бумажников? это бывший кюм вроде, да? если знаете, расскажите поп подробней пжл
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alzel
2013-08-22 08:13 pm (UTC)
Как я понимаю, бывший автобусный парк
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-04-13 03:47 pm (UTC)
Спасибо автору! Почитал, столько хороших воспоминаний о Челнах!
(Reply) (Thread)