?

Log in

No account? Create an account
"Маршрутки" по-европейски - Саня [entries|archive|friends|userinfo]
Саня

[ website | История маршрутов ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Маршрутки" по-европейски [Oct. 27th, 2013|04:58 pm]
Саня
Покажу некоторые примеры использования автобусов малой вместимости (они же микроавтобусы, "маршрутки") в западноевропейских городах.


Вначале надо оговориться, что в человеческих городах отсутствует то, что у нас в большинстве случаев называется "маршруткой" - микроавтобус, работающий без расписания, зачастую "по наполнению", и не входящий в общую тарифно-проездную систему города.

Так вот, основные принципиальные "истории", при которых в системе организации общественного транспорта используются автобусы малой вместимости (и видимо это подразумевают власти Москвы, когда говорят, что "в Москве не будет маршруток", - по крайней мере, мы видим именно такой подход и стремимся к нему):
a) Автобус малой вместимости - низкопольный, обязательно имеет хотя бы одно место для размещения инвалидной или детской коляски. Это основное требование.
b) Работа микроавтобусов на маршрутах организуется по тем же принципам, что и для стандартных больших автобусов - расписание (интервал) движения, применимость единых городских тарифов.
c) Маршруты, на которых будут работать автобусы малой вместимости, выбираются по следующим позициям:
-ограничения по параметрам улично-дорожной сети (т.е. там, где не проходит или с трудом проходит большой автобус);
-отсутствие достаточного пассажиропотока для пуска больших автобусов.

Таким образом, нет случаев, при которых по большой улице идёт маршрут (или маршруты) больших автобусов, а вместе с ними ещё и маршрут микроавтобусов. Аргумент, что "маршрутка" едет быстрее и гарантирует сидячее место, не работает. Во-первых, так не гарантируется посадка на промежуточных остановках - там люди рискуют вообще нескоро уехать. Во-вторых, для обеспечения ускоренного сообщения (там, где это действительно требуется), организуются полуэкспрессные маршруты (или рейсы) больших же автобусов. А вот вопрос с достаточным число посадочных (сидячих) мест должен решаться закупкой больших автобусов с большим их количеством (сейчас в Москве "в моде" 24-местные 12-метровые автобусы, в то время как во многих европейских городах автобусы того же класса имеют по 35 и даже более мест), ну и (при необходимости) выпуском на линию большего числа автобусов.

Теперь к примерам и картинкам.

Берлин.
Микроавтобусы используются на малодеятельных маршрутах, например № 168:


Тут аж 2 пассажирских двери и, как уже говорилось, обязательный пандус для инвалидов:


Такой подвижной состав также обслуживает некоторые второстепенные ночные маршруты (на которых, в частности, практикуется сервис "до двери дома"), или вот например компенсирующий маршрут на период ремонта трамвайных путей. Полностью продублировать закрытую трамвайную линию здесь возможности нет, поэтому основной заменяющий большой автобус не заезжает к одной из отменённых остановок. Эту отменённую остановку обслуживает специальный микроавтобусный маршрут с большим интервалом и ограниченным режимом работы, поскольку, в основном, работает для пожилых людей, которым сложно дойти до других остановок.


Внутри, как видим, и удобно размещённый (не мешающий проходу) валидатор, и место для коляски


Всего в салоне 10 сидений и ещё 2 откидных места. Обратите внимание на наличие кнопок "STOP" по всему салону. Пассажир не должен кричать водителю: "Остановите на следующей".


Похожие микроавтобусы есть в Барселоне.
Маршрут № 111 идёт наверх на гору Тибидабо по узким "серпантинам".
Ожидая большой пассажиропоток (на горе собор и парк аттракционов), приехали сразу 2 автобуса:


Место для коляски, валидатор:




Известный на наших маршрутах Mercedes Sprinter в Мангейме тоже низкопольный. Был встречен на маршруте № 57 в вечернее время (извиняюсь за качество фото). Возможно, днём здесь ходят большие автобусы.


Низкопольность привела к тому, что здесь всего 8 сидячих мест:




В Вене традиционно автобусы малой и средней вместимости используются на коротких маршрутах, проходящих по узким улочкам через самый центр города (в пределах "Ринга").
"Старый" образец венского микроавтобуса - в трамвайном музее:




До недавнего времени на центральных маршрутах 2А и 3А работали такие микроавтобусы (кстати, обратите внимание - сзади большой автобус по 1А - не сильно-то и больше):




Можно сказать, полноценный автобус. Для возможности размещения коляски несколько мест сделаны откидными:


Теперь их заменяют на электробусы, по виду больше напоминающие наши ПАЗики.

Швеция. Здесь на микроавтобусы ориентированы "социальные" перевозки.
В Стокгольме действуют специальные 900-е маршруты (Närtrafiken), на которых в основном работают такие же микроавтобусы, как мы уже видели в Вене и Берлине:

(Фото: (c) SL, Toby Maudsley)

Маршрут проходит по одному району, проезжая чуть ли не по дворам и подвозя к остановкам больших автобусов и рельсового транспорта (проще говоря, ТПУ), а также к больницам и торговым центрам. Конечно, далеко не в каждом квартале есть такой 900-й маршрут (скорее, наоборот, это исключение), но их вводят там, где есть в этом потребность, т.е. где остановки больших автобусов находятся на расстоянии, которое пожилой человек будет преодолевать с трудом, а также просто - для того, чтобы был маршрут, петляющий по району. Большой автобус так пускать нерационально, ведь основные потоки всё-таки лежат на более-менее прямых трассах.



На схемах эти маршруты нанесены пунктирными линиями.
Самое интересное, что здесь не требуют оборудованных остановочных площадок - на внутридворовом проезде стоит просто столбик с расписанием:


Расписание: чисто "социальные" перевозки - с понедельника по пятницу с 9 до 16


Конкретно эта остановка 961-го маршрута снята во дворе многоэтажного жилого комплекса:


На сайте транспортной компании SL, являющейся "Организатором перевозок" Стокгольма, пишут следующее:
Перевозки организованы для пожилых людей и лиц с ограниченной мобильностью, но могут пользоваться все.

Во втором по численности населения городе Швеции - Гётеборге - также в каждом районе существуют сервис маршрутов Flexlinjen


Аналог стокгольмских 900-х маршрутов, но трасса каждого маршрута конкретно нигде не прописана и не прорисована. Обозначены только "остановки", через которые эти микроавтобусы проезжают. Упор сделан на то, что "для обеспечения гарантированного места в автобусе" пассажир бронирует себе поездку от определённого места (через Интернет или телефон), и затем ему сообщают, когда прибудет микроавтобус.
Сервис гарантирует, что в течение часа микроавтобус проедет через все пункты маршрута. Сервис работает в определённые часы (где-то только будни, где-то ещё и суббота - надо уточнять для каждого маршрута).

Вот например в микрорайоне "остановка" такой линии расположена прямо в тупике внутридворового проезда:

Табличка на опоре:

(с) Google.maps

На крупных ТПУ пассажиры могут совершить бесплатную пересадку с Flexlinjen на обычные маршруты. Здесь также обозначено место, где останавливается микроавтобус (на общем стенде - нижняя левая запись, перрон C)


Да, и самое главное, - конечно, это всё в рамках общегородских тарифов. Т.е. всю клиентскую службу заказов дотирует город, наряду с другими маршрутами.
В других шведских городах также есть похожая система заказов "социальных" микроавтобусов, похожая на нашу службу "социального такси".

В общем, до шведских социальных перевозок "маршрутками", видимо, нам надо освоить просто переход к регулируемым перевозкам микроавтобусами, как например в Германии. В любом случае, по данному направлению имеет смысл работать и пробовать переходить на человеческий транспорт.



linkReply

Comments:
From: lekha-che.ya.ru
2013-10-27 03:39 pm (UTC)
Когда вижу такие автобусы на улице европейского города, автоматическая мысль: "ну это не для меня, а для местных пенсионеров; как ходит - хрен разберёшь, частота - ещё хуже"... Во многих случаях это так и есть, но вот Вена, скажем, - не так, а мысль такая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bzikoleaks
2013-10-27 05:25 pm (UTC)
Странные у вас мысли. У меня обычно мысли противоположные: типа вот молодцы даже в такие труднодоступные или малорентабельные места для больших автобусов запустили ОТ. Да и частота хождения вполне нормальная и инфа обычно на остановках есть, куда что идёт.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lekha-che.ya.ru
2013-10-27 10:04 pm (UTC)
Со всем спорить не буду, но частота, которая мне обычно попадается в такого рода маршрутах - час-полтора - не претендует на то, чтобы называться нормальной :-) Разве что в сравнении с московскими 29/29/29/30 :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-28 06:47 am (UTC)
Аргумент, что "маршрутка" едет быстрее и гарантирует сидячее место, не работает. Во-первых, так не гарантируется посадка на промежуточных остановках - там люди рискуют вообще нескоро уехать.

Вы достаточно нагло извратили аргумент. Автобусы малой вместимости (маршрутки) предпочтительны, потому-что только они способны обеспечить приемлемое время ожидания не в час пик. Любая попытка заменить их автобусами повышенной вместимости, приводит к перевозке воздуха, а значит и к пробкам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: greli
2013-10-28 10:57 am (UTC)
Вы сами поняли что написали? Так «не час пик» и перевоз воздуха или толпа и пробка? Приемлемое время ожидания лечится расписанием. А транспорт — такая вещь, где предложение рождает спрос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-28 11:24 am (UTC)
Извините, но сказали глупость. Нельзя вылечить расписанием время ожидания не в час пик, без перевозки воздуха.

Пробка это не вопрос времени, а вопрос пересечения потоков в конкретной точке пространства.


Предложение которое рождает спрос, никакого спроса не удовлетворяет. Советская промышленность рождала спрос на уродливые жалкие вещи. Вам понравилось?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greli
2013-10-28 12:08 pm (UTC)
Боже, какую вы несёте чушь. Чем вас так взволновала «перевозка воздуха» и откуда она возьмётся в пробке, где явно большой пассажиропоток?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-28 12:22 pm (UTC)
Прекрасная глупость. В пробке низкий пассажиропоток, потому она и пробка. Много людей стоят на месте и почти не двигаются. А не двигаются они потому, что много полупустых автобусов повышенной вместимости подошли к "бутылочному горлышку".

Кстати, вы очень технично попытались уклониться от темы интервала в не-час пик. Милая софистика, надеюсь она поможет вам зимой в -40 на остановке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greli
2013-10-28 12:25 pm (UTC)
Короткая у вас память.
double-facepalm100
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-28 12:26 pm (UTC)
Слив защитан.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greli
2013-10-28 06:35 pm (UTC)
Хорошо, что признаёте свой слив. Не всё, значит, потеряно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-28 06:56 pm (UTC)
Вы соску главное в рот после задницы не пихайте, раз в детский сад вернулись.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ekbbus
2013-10-29 03:42 pm (UTC)
а вы не подумали за счет чего джамшрутки у нас набиваются а большие идут пустыми или вообще нету? за счет импотенции государства в том числе.
Поймите, вы просто хотите такси. Так и ловите. То что у нас счас это простые оптовые бомбилы. И хамить людям не надо не владея темой в полной мере. Хамить то вы горазды, а вот предложите решение лучшее чем в европе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-10-29 04:06 pm (UTC)
1. еще раз для транспортных онанистов. они не могут быть не пустыми при разумных интервалах. либо оно ездит пустое в не-час пик, либо вы 25 минут танцуете вприсядку на остановке при -40 вместе с другими нищебродами. других вариантов нет, законы мироздания не подчиняются "хочу-нехочу". пространственно-временной континуум не разорвется для того, чтобы автобус повышенной вместимости аки электрон, который и частица и волна, вдруг одновременно стал и с малыми интервалами и разумно заполнен.

2. у вас вообще крайне совковое мышление. вместо "люди пользуются тем что удобней", у вас "мой вариант удобней, просто глупые люди прыгают в маршрутки, вместо того чтоб танцевать на морозе в ожидании длинномера". потому маршрутку нужно запретить. а еще НОТ очень мешает стать рентабельным то, что глупые людишки больше любят вообще не ждать транспорта (ездить на своем), чем даже ждать маршрутку. потому нужно и авто запретить. остается последний шаг: субсидируемому государству транспорту мешает стать рентабельным то, что глупые людишки пешком ходят. потому ножки нужно людишкам чикнуть. безногий гражданин - лучший друг общественного транспорта.

3. на форуме киевского метрополитена на уровне теоремы было разобрано, что транспортная проблема это ответвление задачи коммивояжера. это значит, что другого решения, кроме как увеличение числа коммивояжеров (маршрутов транспорта) к количеству конечных точек - не существует. все остальное затычки и костыли. местные транспортные онанисты были понятное дело не согласны, но доказать ничего не смогли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ekbbus
2014-02-08 08:04 pm (UTC)
я совершенно не против малых автобусов, называемых мною маршрутками. Я против их хамства, закрытия остановок нам, огромного их количества и дублирования наших маршрутов.
С одной стороны запас имеется но когда куча этого путается под ногами срывая нам график само собой тогда и возникает ненависть к ним.
все что мы сейчас от них хотим это просто чтобы не мешались, что в принципе очень просто делается проезжая в начало остановки, а не в конец и все будут счастливы. НО увы.
Прекрасно понимаю что они дешевле и проще но давайте тогда и нас не дергайте за режим отдыха, графики и прочее прочее. Или и их тоже шерстите за соблюдение ПДД КзОТа и прочих инструкций которыми мы руководствуемся.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mousemaster2012
2013-11-16 12:02 pm (UTC)
Автор четко написал: одно из условий для запуска автобусов малой вместимости - отсутствие достаточного пассажиропотока для пуска больших автобусов. В том числе и использование на одном и том же маршруте больших автобусов в пиковое время и малых в остальное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2013-11-16 04:54 pm (UTC)
не изобретайте за автора аргументы. залижете что-то ненароком. а запоры это так прискорбно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: den_rad
2013-10-29 03:36 pm (UTC)
Отличный пост! У нас же маршрутки работают на магистральных перевозках. Сегодня ехал в такой машине - стоя ехало человек 8
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-11-09 08:54 pm (UTC)

Урбаністичне 7

Пользователь zhuraf сослался на вашу запись в записи «Урбаністичне 7» в контексте: [...] Сергія Давидова про те, якою має бути хороша дорога. 3. Пост [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: knl_1983
2013-11-10 07:06 am (UTC)
А во римская маршрутка. Особенности использования не знаю, может кто расскажет?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mousemaster2012
2013-11-16 12:03 pm (UTC)
Историческая часть города, узкие улицы, большие автобусы не проходят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: max_andriyahov
2014-04-28 12:28 pm (UTC)
Новую Газель с Мерса рисовали)
(Reply) (Thread)